Главный научный сотрудник АО «ВНИИЖТ» Виктор Богданов рассказал, что средний вес грузового поезда на сети постоянно увеличивается – с 1991 по 2018 год он вырос на 31,8% (с 3093 тонн до 4076 тонн). На отдельных направлениях масса поезда достигает 9 тыс. тонн, а соединённых поездов – 14,2 тыс. тонн. Грузоподъёмность вагонов тоже растёт за счёт внедрения инновационных вагонов грузоподъёмностью 25 тонн на ось.
По мнению Виктора Богданова, повышение массы и длины грузовых поездов с использованием распределённой тяги – единственный способ увеличить до 2025 года погрузку на 40% на линиях с высоким заполнением пропускной способности, а также в 4 раза поднять объём контейнерных транзитных перевозок ускоренными поездами, как того требуют решения правительства.
При этом увеличение массы поездов и грузоподъёмности вагонов ставит ряд технологических проблем. Во-первых, практически исчерпаны возможности повышения массы поезда за счёт увеличения его длины в пределах станционных путей (максимальная длина станционных путей – 1050 м). Во-вторых, рост массы поездов сдерживается несущей способностью мостов и земляного полотна. На линиях, где предполагается развитие тяжеловесного движения, инфраструктуру необходимо укреплять.
Для этого необходимо обновить действующие нормативы по строительству и ремонту пути, которые сильно устарели. Менять необходимо и методики расчёта экономической эффективности перевозок, также созданные ещё во времена СССР. Требует решения энергообеспеченность Восточного полигона, подчеркнул Виктор Богданов.
Участники совета согласились с докладчиком, что для выработки комплексного подхода к совершенствованию технологии перевозочного процесса, тяговому обеспечению, подготовке инфраструктуры и экономической оценки предлагаемых технических решений необходимо создать рабочую группу из учёных, вагоностроителей, специалистов аппарата ОАО «РЖД» и дорог Восточного полигона.