Рубрика: Новости
Железнодорожники намерены привлечь путешественников снижением цен и удобным сервисом
На Дальнем Востоке обостряется конкурентная борьба за пассажиров
фото: Максим Каширин/Gudok.ru

Остановить спад пассажирских перевозок, продолжающийся уже пять лет, — одна из главных задач в текущем году для Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «Российские железные дороги», РЖД), об этом говорилось на совещании в управлении ДВЖД.

По данным начальника Дальневосточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре РЖД Сергея Фомичёва, в 2011 году пассажирооборот магистрали составил 3,2 млрд пасс.-км, в 2012-м – 3 млрд, 2013-м – 2,8 млрд, 2014-м – 2,6 млрд, а в 2015-м – 2,4 млрд пасс.-км.

В прошлом году в дальнем и пригородном сообщении на ДВЖД было отправлено 10,4 млн пассажиров, что ниже уровня 2014 года на 9,7%, хотя и выше плана на 3,4%.

Как пояснили в Дальневосточном филиале ОАО «Федеральная пассажирская компания», основными причинами спада перевозок за последние пять лет является отток пассажиров на другие виды транспорта. В регионе расширяется автодорожная сеть с твердым покрытием. Развиваются авиаперевозки, в том числе субсидируемые из федерального бюджета, по направлениям, которые по сути дублируют действующие железнодорожные маршруты. Например, сейчас авиакомпания «Аврора» открывает рейсы из Хабаровска в Нерюнгри (Якутия). Длительность полета – около 3 часов, тогда как поезд идет почти полтора суток. В этой связи конкурировать с авиаперевозчиками очень сложно.

Сильную конкуренцию оказывают и автоперевозчики, особенно на участках Хабаровск — Владивосток и Хабаровск — Ванино — Советская Гавань. Растет и собственно уровень автомобилизации населения. Летом многие автолюбители-дальневосточники предпочитают добираться до морских баз отдыха и санаториев на личном автомобиле.

Отток пассажиров на другие виды транспорта приводит к нерентабельности железнодорожных маршрутов и отменам поездов. Так, в 2015 году по сравнению с 2010-м количество составов дальнего следования на дороге снизилось на 9 пар – до 24-х, сообщил Сергей Фомичёв.
Тем не менее, основной задачей на 2016 год является выполнение пассажирооборота на уровне не ниже 2015 года. Спад планируется остановить за счет снижения цен и удобного графика движения пассажирских поездов.

«В период повышенного спроса будут формироваться поезда из купейных вагонов по специальным тарифам, а также внедряться новые проекты программы лояльности «РЖД Бонус» для студентов и корпоративных клиентов. Помимо этого, запланировано увеличить период предоставления скидок», — отметили в представительстве «Федеральной пассажирской компании».

По инициативе филиала, для увеличения объемов железнодорожных перевозок между Хабаровском и Владивостоком в расписание состава №100 Москва — Владивосток введено дополнительно 15 остановок и изменено время прибытия на конечную станцию. Как ожидается, новшество положительно оценят пассажиры. Для состыковки маршрутов и оптимальной организации пересадки с поезда №363 Комсомольск — Тында на №97 Тында — Кисловодск также изменено расписание последнего.

Благодаря развитию электронных ресурсов совершенствуется и система продаж. По данным филиала ФПК, в январе 2016 года через терминалы для регистрации проездных документов и транзакционные терминалы самообслуживания на вокзалах зарегистрировано и оформлено более 7,4 тыс. билетов. Это на 11% больше показателя прошлогоднего периода.

В вопросе привлечения пассажиров всегда важна обратная связь, говорит Сергей Фомичёв. В прошлом году по работе пассажирского комплекса Дальневосточной дороги поступило свыше 1,7 тыс. обращений — на 1,1 тыс. больше, чем в 2014 году. В том числе 1,2 тыс. благодарностей, а также 518 жалоб и предложений. Наибольшее количество писем поступило с отзывами о работе Дальневосточного филиала ФПК. Обращения помогают провести анализ, выявить узкие места и выработать конкретные меры по предупреждению жалоб пассажиров в дальнейшем, отметил Сергей Фомичёв.

Немаловажный вопрос — техническое состояние вагонов, он также влияет на имидж железной дороги. В настоящий момент инвентарный парк Дальневосточного филиала ФПК составляет 1008 пассажирских вагонов, в том числе 379 открытых, 504 купейных, 52 вагона-ресторана, 13 межобластных и 37 мягких вагонов. Средний возраст подвижного состава — 21 год, что говорит о необходимости его активного обновления. В частности, возникает необходимость в замене пассажирских вагонов в составах фирменных поездов, сроки службы которых превысили десять лет и имеют в ряде случаев не только физический износ, но и морально устарели.

Улучшать уровень обслуживания пассажиров нужно и на вокзалах. По инвестиционной программе ОАО «РЖД» финансирование объектов вокзального комплекса в этом году должно вдвое превысить прошлогодние вливания. Сумма инвестиций составит 209,8 млн руб.

Большая часть средств пойдет на модернизацию внеклассного вокзала Хабаровск-1 вместе с реконструкцией пешеходного тоннеля. Помимо этого, проинформировал начальник Дальневосточной дирекции железнодорожных вокзалов Александр Синеев, капитальный ремонт вокзальных зданий запланирован в Облучье и Ванино. В текущем году будут отремонтированы вокзалы в Уссурийске, Владивостоке, Биробиджане, Новом Ургале, Нерюнгри. Ремонт коснется также посадочных платформ в Сибирцево и Спасск-Дальнем. А на модернизацию системы видеонаблюдения вокзала Южно-Сахалинска запланировано 16 млн руб.

Как, отметил Александр Синеев, на вокзальных комплексах региона сегодня значительно улучшен уровень правопорядка: за последние семь лет число преступлени