Рубрика: Новости
Промышленным предприятиям Дальнего Востока не хватает мощностей пунктов пропуска на границе с Китаем
РЖД поможет ускорить строительство мостового перехода через Амур
фото: morvesti.ru

«Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») примут участие в строительстве мостового перехода Нижнеленинское — Тунцзян (Китай) через Амур в Еврейской автономной области, об этом было заявлено в ходе визита в ЕАО полпреда Президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — вице-премьера РФ Юрия Трутнева.

Полпред осмотрел площадки строительства железнодорожного моста, вместе с ним присутствовали заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов, статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, гендиректор АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Алексей Чекунков, начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД») Николай Маклыгин и другие официальные лица.

Как сообщил генеральный директор ООО «Рубикон» (заказчик объекта с российского берега) Дмитрий Астафьев, к настоящему моменту китайской стороной возведены 17 опор, установлены 16 пролетов. В целом общая протяженность объекта составляет 1,7 км. Возвести четыре опоры и смонтировать три пролета предстоит российской стороне — ее часть моста составит около 310 м. Известно, что стоимость этой части проекта оценивается порядка 9 млрд руб., из них на мостовую часть приходится 4 млрд руб.

Дмитрий Астафьев рассказал, что с сентября 2015 года «Рубикон» осуществляет подготовительные работы по добыче строительного камня в карьере «Чурки», с которого, согласно проекту, планируется вести отсыпку временных автомобильных дорог, строительной площадки, железнодорожных насыпей на подходах к мосту.

В конце прошлого года после совещания в Минтрансе принято решение о привлечении в качестве генерального подрядчика строительства мостового перехода одного из подразделений ОАО «РЖД».

В марте 2016 года планируется подписание договора генерального подряда с ОАО «РЖД-Строй». Достигнуто также соглашение на заключение договора по разработке рабочей документации с ОАО «Институт Гипростроймост». Приостановленные на зимний период подготовительные работы «Рубикон» готов продолжить еще до заключения договора с генподрядчиком, уточнил Дмитрий Астафьев.

Юрий Трутнев критично отнесся к тому, что подготовка к строительству российской части моста затянулась на годы. Он подчеркнул, что причины сложившейся ситуации, на его взгляд, в основном, субъективные: позиция инвестиционных фондов (проектом, в частности, занимается «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона») до сих пор была не очень конструктивной. Сейчас необходимо оперативно заниматься подготовкой рабочей документации для подписания соглашения и выходить на стадию строительства.

«Мне нужен совершенно жесткий график, когда и что происходит. Что касается позиции фондов, с ними не надо торговаться, они у нас относятся к государству российскому, замкнуты на Внешэкономбанк, являющийся акционерным обществом и на сто процентов собственностью РФ. И строить объект будет Российская Федерация, поэтому добьемся согласованности. Единственное, чего не должно быть, это необоснованного завышения стоимости работ. Лишних денег нет, поэтому надо точно провести исследования, если возникнет какой-то новый объем работы, будем обсуждать отдельно. Сейчас нужно засучить рукава и двигаться быстрее», — заявил полпред в ДФО.

Пункт пропуска «Нижнеленинское» относится к объектам, пострадавшим от наводнения в 2013 году. Он восстанавливался в два этапа: в октябре 2014-го состоялось открытие нового быстровозводимого двухэтажного здания грузового направления, а в декабре 2015-го было сдано в эксплуатацию здание пассажирского направления, в котором размещены государственные контрольные органы и залы досмотра пассажиров. Таким образом, по словам Кузьменко, международное транспортное сообщение через «Нижнеленинское» полностью восстановлено.

Полпреда также интересовало, сколько времени в среднем приходится на обслуживание одного человека, пересекающего границу. Оказалось — от 3 до 10 минут. Вместе с тем, по информации Игоря Кузьменко, перевозка грузов может задерживаться до нескольких суток. Юрий Трутнев в свою очередь заявил, что «пункт пропуска должен работать ровно столько, сколько есть работы», а не ограниченное количество часов, как сейчас.

Как отметил Юрий Трутнев, данный инвестпроект имеет большое значение для ЕАО и строительство объектов должно иметь логическое завершение. «По оценкам руководства комбината, объем работ выполнен на 95-96%, и на этой стадии процесс остановился, поэтому подрядной организации нужно помочь, найти возможности завершить работы с привлечением российской стороны. Надо комбинат задействовать. Это неправильно, когда много денег вложено, а все это стоит и не работает», — подчеркнул Юрий Трутнев.

В свою очередь, на Дальневосточной железной дороге ожидают начала движения поездов по российско-китайскому мосту в 2017 году. Для освоения перспективных перевозок будет реконструирована однопутная неэлектрифицированная линия Биробиджан – Ленинск протяженностью 121 км.

Как сообщил Gudok.ru руководитель Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин, на станции Биробиджан-2 будет происходить смена тяги локомотивов, чтобы не перегружать транссибирский ход, для чего электрифицируют перегон Биробиджан-1 – Биробиджан-2.
«Переход Нижнеленинское – Тунцзян создается не только для ГОКа. Промышленность на северо-востоке КНР активно развивается, так что по мосту, вероятно, пойдет не только железная руда. И мы должны быть готовы к перспективным объемам. Когда пару лет назад открывали переход Махалино — Хуньчунь, предполагалось, что будут ходить два поезда в сутки, а сегодня их десять, и пункту пропуска тяжело справляться с растущими объемами», — пояснил Николай Маклыгин.

Реализация всех этапов развития железнодорожной инфраструктуры рассчитана на срок до 2018 года, а общий объем капитальных вложений оценивается более чем в 6,7 млрд руб. Ожидаемый объем перевозок на данном направлении после завершения строительства моста и реконструкции участка к 2020 году может составить 5,2 млн т, к 2025 году – 7,7 млн т.

В настоящее время продолжается реконструкция станции Известковая, которая начнет обслуживать Кимкано-Сутарский ГОК. «Ее значение также важно, поскольку, кроме транссибирского электровозного, она затрагивает и тепловозный ход (рокадный участок Известковая — Чегдомын связывает Транссиб и БАМ)», — отметил начальник ДВЖД.

В Еврейской автономной области планируется организовать территорию опережающего развития «Амуро-Хинганская». В отличие от других создающихся на Дальнем Востоке экономических зон, это будет первая ТОР, в которую войдут промышленные, аграрные и логистические проекты. По словам члена Совета Федерации от ЕАО Ростислава Гольдштейна, базовой предпосылкой формирования этой территории опережающего развития как раз послужит строительство мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян. Проект станет частью нового экспортного маршрута, а также стимулом для создания новых логистических, промышленных и индустриальных парков, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока, пояснил сенатор.

По расчетам правительства ЕАО, общий объем инвестиций в ТОР «Амуро-Хинганская» превысит 17 млрд руб., в том числе в сопутствующую инфраструктуру площадок инвесторы готовы вложить 5,5 млрд руб.