Рубрика: Новости

Строительство ВСМ в России позволит соединить создаваемую в Европе сеть скоростных магистралей Euro Carex и аналогичную китайскую сеть China Railway Carp. Необходимость в этом обусловлена перестройкой структуры мирового товарооборота и высоким темпом роста электронной торговли.

Для того, чтобы идея такого высокоскоростного моста стала реальностью, необходимо проложить ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург, которая будет продолжена до Пекина через Казахстан и Монголию, и заняться развитием ВСМ в направлении Европы. Пуск первого участка ВСМ от Москвы до Казани возможен уже через пять-шесть лет при участии консорциума зарубежных инвесторов.

Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что подготовка к строительству первой в стране ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань идёт полным ходом. Проектирование её будет завершено в 2017 году. Проекты двух из четырёх участков уже направлены в Главгосэкспертизу, а третий будет передан в первом полугодии 2017 года.

«Те новейшие технологии, которые мы уже сегодня внедряем в производственные процессы, позволяют реализовать этот масштабный проект», – подчеркнул Олег Белозёров. Это и новые интеллектуальные системы управления движением поездов, инновационные элементы инфраструктуры и высокоскоростной подвижной состав.

Само время требует высоких скоростей. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин привёл результаты исследований, которые показали, что 67% европейских потребителей готовы ждать доставки заказанного товара не более пяти дней. С учётом растущего товарооборота между Востоком и Западом для таких перевозок вполне можно использовать ВСМ.

Скорость привлекает и пассажиров. Об этом говорят цифры. Более 15% пассажиров дальнего следования в нашей стране уже пользуются скоростными поездами нового поколения «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж». При этом рост пассажиропотока на отдельных направлениях превышает 100%. Александр Мишарин предложил учесть эти новые тенденции при актуализации генеральной схемы развития железных дорог, а также при специализации и категорировании линий с выделением отдельных направлений для скоростного пассажирского сообщения и скоростных контейнерных поездов.

Основной задачей в 2017 году должно стать начало строительства ВСМ Москва – Казань. Уже закончено проектирование участка от Москвы до Нижнего Новгорода. В декабре завершается технологический и ценовой аудит этого проекта. В него заложены технические решения для реализации скоростей до 400 км/ч. Раньше они у нас не применялись. В частности, более 150 км магистрали будет проходить по искусственным сооружениям (мостам, эстакадам), то есть она не будет иметь пересечений на одном уровне с другими линиями и автодорогами. При этом будут использованы безбалластное верхнее строение пути и специально разработанная для ВСМ на основе математического моделирования контактная сеть.

Кроме того, необходимо организовать производство в стране высокоскоростного подвижного состава, позволяющего реализовать скорости от 200 до 400 км/ч. Уже проектируется 12-вагонный поезд, его эксплуатационная скорость – 360 км/ч, вместимость – 680 пассажиров. В нём будет использован тяговый двигатель на постоянных магнитах. Испытания двигателей этого типа прошли на «Сапсане». Новые решения, заложенные в конструкцию этого поезда, выводят его на более высокий технологический уровень по сравнению с современными аналогами.

Разработана и концепция грузового высокоскоростного поезда, который сможет перевозить от 300 до 600 тонн груза со скоростью до 300 км/ч. Совместно с китайскими партнёрами и «Сименсом» ведётся проработка технического задания на такой подвижной состав. По словам Александра Мишарина, за возможность разместить у себя его производство конкурируют машиностроительные предприятия Москвы, Нижегородской и Свердловской областей.

Олег Белозёров обратил внимание на то, что стоит подумать и о создании высокоскоростной грузовой платформы для перевозки продукции с высокой добавленной скоростью. Все эти разработки должны проводиться в едином ключе с теми, что выполняются и в сфере организации движения поездов с обычными скоростями.

С созданием единого Центра управления перевозками на Восточном полигоне сделан еще один шаг к увеличению скоростей движения вагонопотоков. Задачей следующего года станет дальнейшее развитие технологии полигонного управления перевозками.

«До 2018 года мы должны завершить формирование новой системы управления перевозочным процессом, определиться с полигонами и направлениями», – сказал первый вице-президент Анатолий Краснощёк. По его словам, многое будет зависеть от готовности к этому инфраструктурного комплекса. Так, вагонные и локомотивные плечи должны быть синхронизированы в пределах полигона. Необходимо поэтапно переходить к единым гарантийным участкам – для гружёных вагонов до 2200 км, для порожних до 3300 км.

В компании применяются современные автоматизированные системы управления. Одним из примеров комплексного внедрения цифровых технологий можно считать МЦК, сказал старший вице-президент Валентин Гапанович. По его словам, ОАО «РЖД» совместно с компанией «Сименс» создают центр обработки данных на основе технологии больших данных (Big data), открыть его планируется 3 февраля 2017 года. Прорывом станет вождение поездов «Ласточка» на МЦК без помощника машиниста, а к 2020 году и в беспилотном режиме. Ещё одно новшество – система дефектоскопии рельсов на борту электропоезда «Ласточка». В этом году в рамках НИОКР разработана система управления движением поездов на принципах дистанционного акустического зондирования – 25 декабря она будет сдана в опытную эксплуатацию на участке Болшево – Фрязино Московской дороги. Валентин Гапанович рассказал также и о создании малообслуживаемой системы интервального регулирования движения для участков с малой и средней интенсивностью движения, которая позволяет на 30% снизить стоимость жизненного цикла инфраструктуры и в несколько раз – затраты на новое строительство.

Подводя итоги заседания правления, Олег Белозёров отметил, что итогами работы компании не просто можно, а нужно гордиться: «Очень важно, что высоко оценивают нашу работу все те, кто сталкивается в своей деятельности с «Российскими железными дорогами». И это заслуга всего нашего коллектива».

По его словам, нет никаких сомнений в том, что «Российские железные дороги» найдут новые возможности предоставлять самые лучшие услуги и быть конкурентоспособными на рынке транспортных услуг.

Олег Сергеенко, Гудок