Рубрика: Новости

На  Тверском вагоностроительном заводе состоялось правительственное совещание о перспективах развития железнодорожного машиностроения. Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на совещании, объявил об инструментах господдержки отрасли и основных задачах, поставленных перед производителями подвижного состава.

От современного, безопасного и скоростного транспорта зависит нормальная работа всей экономики, а главное – комфорт миллионов людей, которые ежедневно добираются на поездах от дома и работы, путешествуют по стране. Поэтому в сфере железнодорожного машиностроения одна из главных задач – это производство современных вагонов, как принято говорить сейчас, инновационных вагонов, а также локомотивов – безопасных, рентабельных и быстрых.

Транспортное машиностроение может стать одной из точек экономического роста, потому что рынок у нас большой, поддержать рынок труда, сгенерировать спрос на продукцию как внутри страны, так и за рубежом, что, кстати, сейчас абсолютно не лишне: принимая во внимание ослабление рубля, это может стать и вполне серьёзным стимулом для того, чтобы поставлять продукцию на экспорт. Поэтому приблизительно 10 дней назад я подписал распоряжение Правительства об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения в 2016 году.

Программа содержит ряд важных позиций. Это, во-первых, запрет на эксплуатацию вагонов с продлённым сроком службы. Эта мера уже реализуется, и рассчитываю, что в результате её применения подвижной состав будет обновляться своевременно и качественно. Во-вторых, субсидирование инвестиционных проектов по производству инновационных грузовых вагонов. В-третьих, чтобы не допустить неоправданно резкого роста цен на перевозки, мы будем возмещать операторам затраты на приобретение новых вагонов, на эти цели заложено до 7 млрд рублей. Кроме того, принято решение по ставке НДС на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования. Мы снизили её на 8%, теперь она составляет 10%. Высвободившиеся средства перевозочные компании, в первую очередь Федеральная пассажирская компания, хочу это подчеркнуть, должны направить на закупку новых составов. В общем-то, с этим расчётом мы и уменьшали НДС. Естественно, ставят вопрос и об обнулении ставки. Давайте обсудим и эту тему с учётом, конечно, общей экономической ситуации.

Кроме того, необходимо разработать дополнительные меры по тарифному стимулированию покупки перевозчиками и операторами вагонов. Это вопрос не новый, соответствующее решение уже принималось службой по тарифам по моему поручению. Мы предоставили скидку на порожний пробег для инновационных вагонов в связи с тем, что они меньше изнашивают инфраструктуру. Нужно подумать, каким образом эта норма применяется. В любом случае, даже если что-то менять, нужно это делать, окончательно согласовав позиции, чтобы на смену одной системе стимулирования приходила другая, а не делать паузы какие-то.

Конечно, транспортное машиностроение, как и любая отрасль, реагирует на нынешнюю экономическую ситуацию. По всем типам подвижного состава в прошлом году мы получили значительное падение – рынок просел на 37%.

Более глубокого падения тем не менее удалось избежать за счёт наращивания экспорта (практически на две трети) и реализации целого комплекса мер государственной поддержки в 2015 году. Это и предоставление субсидий на стимулирование спроса на инновационные вагоны (мера позволила загрузить предприятия, дополнительно поставить около 10 тыс. вагонов), это также субсидии в размере 1 млрд рублей на технологическое перевооружение и 1,5 млрд рублей на уплату процентов по кредитам на оборотные средства.

Ещё 60 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния было вложено в облигации «Российских железных дорог» – деньги пошли на закупку локомотивов. Я считаю правильным продолжить финансирование закупки локомотивов за счёт средств Фонда национального благосостояния и в этом году.

Отдельно мы занимались экспортным направлением – приблизительно 1,4 млрд рублей пошло на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции наших вагоностроительных заводов. Здесь стало ключевым финансирование ВЭБом контракта по поставке вагонов «Уралвагонзавода» для Азербайджана. Сейчас идут другие переговоры. Хочу проинформировать всех, что на этой неделе я подпишу решение Наблюдательного совета ВЭБа о выделении трёх кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов: для «Метровагонмаша» – по Венгрии, «Уралвагонзавода» – по Ирану и Казахстану. Эти решения будут.

Благодаря тому, что мы оперативно отреагировали на ситуацию в транспортном машиностроении, на предприятиях, несмотря на негативную динамику, не случилось массовых увольнений.Сейчас в отрасли трудится более 200 тыс. человек. Нужно сделать всё, чтобы не допустить стагнации, чтобы люди не остались без работы. Очевидно, что для большинства из них это единственный источник дохода.

Кроме того, заводам важно не утратить ключевые компетенции, не потерять специалистов, которые умеют проектировать, конструировать, доводить до ума железнодорожную продукцию. Мы сейчас ходили, смотрели: здесь все новые изделия, конечно, современные, конкурентоспособные, производит хорошее впечатление вся новая линейка. Поэтому, как и в прошлом году, мы продолжим субсидировать железнодорожное машиностроение и обеспечивать предприятия крупными заказами, а людей, соответственно, работой. Мы неслучайно совещание проводим здесь, в Твери, на Тверском вагоностроительном заводе. Это наш крупнейший производитель пассажирского подвижного состава. Здесь есть и свои трудности, которые связаны с падением объёмов производства, об этом мы тоже говорили. Поэтому хотел бы услышать от коллег по Правительству и от руководителей предприятия, как сгладить влияние экономической ситуации на транспортное машиностроение. Полностью мы, конечно, его не устраним, но сгладить можем попробовать, так же как и в прошлом году это делали.