Рубрика: Новости

На Дальневосточной железной дороге в течение многих лет наблюдалась высокая повреждаемость вагонов по сравнению с другими магистралями сети. Но если с 2000 по 2014 год динамика повреждений здесь шла по нарастающей, то в 2015-м произошло  снижение, что было отмечено на совещании в управлении ДВЖД.

Всего в 2015 году было повреждено 85,1 тыс. вагонов, что на 1% меньше, чем в 2014 году. Подавляющее количество повреждений — 98% — происходит в портовых зонах. «Ситуация с повреждаемыми вагонами сложилась из-за использования портами грейферной выгрузки. Данная технология отличается высокой степенью повреждаемости.

Согласно межгосударственным стандартам, общему требованию по обеспечению сохранности вагонного парка при производстве погрузо-разгрузочных и маневровых работ, грейферная разгрузка разрешается как исключение в переходный период — при переходе стивидорной компании на альтернативное оборудование», — сообщил заместитель начальника службы вагонного хозяйства Дальневосточной дирекции инфраструктуры РЖД Валерий Чупахин.

Однако стивидоры не спешат переходить на современные технологии обработки подвижного состава. Тем не менее, на снижение количества поврежденных вагонов в прошлом году повлияло приобретение ОАО «Ванинский морской торговый порт» гидравлических стреловых перегрузочных машин и запуск в эксплуатацию вагоноопрокидывателя у ОАО «Торговый порт Посьет», который установлен в рамках технического перевооружения предприятия. С помощью нового перегрузочного комплекса Посьетский порт может выгружать около 400 вагонов в сутки (порядка 28 тыс. т угля) и загружать на суда около 30 тыс. т топлива.

В свою очередь ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт» (НМТП) приобрел погрузчики-манипуляторы, с помощью которых можно выгружать уголь из полувагонов в несколько раз быстрее, чем при обычной грейферной выгрузке. К тому же грейфер манипулятора жестко укреплен на его ручке, что снижает риск повредить вагон. Хотя полностью уйти от повреждаемости этот метод не позволит, отмечают в управлении ДВЖД. В «Евраз НМТП» сообщили Gudok.ru о планах по установке вагоноопрокидывателя в районе станции Мыс Астафьева, но вопрос, считают там, необходимо увязывать с расширением станционных путей.

Удастся ли закрепить положительную тенденцию в 2016 году, железнодорожники пока не обещают. По словам Валерия Чупахина, в январе одни стивидоры минимизировали повреждаемость вагонного парка, другие значительно ее увеличили. «Например, у АО «Восточный Порт» (на производственно-перегрузочном комплексе №1 компании используется грейферная выгрузка — Gudok.ru) число поврежденных вагонов выросло на 23%, при том, что рост выгрузки у него составил 12,3%. Аналогичная картина у ОАО «Терминал Астафьева» и ООО «Аттис Энтерпрайз». ООО «Восточная стивидорная компания» повредило в январе 506 вагонов при выгрузке 1235, то есть повреждается практически каждый третий вагон», — отметил он.

На рост повреждений также влияет поступление смерзшегося сыпучего груза и отсутствие в портах размораживающих устройств – ими располагают только АО «Восточный Порт» (производственно-перегрузочный комплекс №3) и ЗАО «Дальтрансуголь».

Поскольку в большинстве своем стивидоры сами ремонтируют поврежденный подвижной состав, увеличивается период нахождения вагонов под грузовыми операциями, завышаются технологические временные нормы выгрузки. Для проведения своевременных работ стивидорам предлагается производить ремонт вагонов на мощностях вагонных депо Дальневосточной магистрали.

В настоящее время на ДВЖД обострилась проблема с неисправным подвижным составом, причем не только по причине повреждаемости вагонов в портах. На дороге установлен норматив нахождения на путях общего пользования вагонов с учетом текущего и плановых видов ремонта в пределах 2,5 тыс. единиц. К настоящему времени он превышен вдвое. «Ряд собственников подвижного состава содержат свои, в том числе неисправные, вагоны на наших путях в качестве отстоя», — сказал представитель Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».
В числе операторов, у которых серьезно завышен срок нахождения вагонного парка, такие как ООО «Сервисная железнодорожная компания», ООО «РТ Оператор», ЗАО «Альянс Транс-Азия», ООО «Мечел-Транс».

По словам начальника ДВЖД Николая Маклыгина, длительное нахождение на дороге подвижного состава после разгрузки в дальневосточных портах недопустимо. «Каждый вагон занимает какую-то емкость станции. Такая форма отстоя своего парка на инфраструктуре общего пользования – не на пользу общему делу. Дальневосточная – дорога стратегическая. Если сюда пришел груз, после выгрузки вагон должен уехать за пределы магистрали максимально быстрым образом. Это необходимо для устойчивого обеспечения грузопотока, который все больше разворачивается в направлении портов Дальнего Востока», — заключил начальник ДВЖД. Его слова подтверждает свежая статистика: в феврале доля экспортных грузов, отправляемых со всей сети российских железных дорог в адрес тихоокеанских терминалов, превысила 36%.