Рубрика: Новости
События, о которых пойдёт речь, были инициированы произошедшим 135 лет назад, 1 марта 1881 года, взрывом на Екатерининском канале Петербурга, в результате которого от бомбы народовольцев погиб император Александр II. Именно это воодушевило революционеров на новые «подвиги», о чём уже с лета 1881-го в адрес охранного отделения пошли многочисленные донесения. И нередко в них фигурировали железные дороги.
Чаще всего назывались Киево-Брестская и Николаевская магистрали. О том, что это не шутки, говорит следующий факт. В апреле 1882 года в записной книжке Николая Желвакова (казнённого вместе со Степаном Халтуриным за убийство в Одессе генерал-майора Василия Стрельникова) внимание полиции привлёк загадочный рисунок, изображавший вздыбившиеся рельсы. Расшифровали его так: готовится взрыв на железной дороге, вблизи болота, у 212-го столба.

Проанализировав все железнодорожные линии России, полиция пришла к выводу, что речь может идти либо об участке Дергач – Камышёвка Курско-Харьково-Азовской дороги, либо о районе станции Химки, между 579-й и 580-й верстами – Николаевской. Немедленно туда были посланы инженерные части. Солдаты прорыли вдоль полотна канавы, которые могли показать подземные ходы, но ничего не нашли. Впрочем, в охранке сошлись во мнении, что место было выбрано очень удачно: здесь крестьяне постоянно переходили железнодорожное полотно, также можно было легко спрятаться в придорожных кустарниках, лесах.

А донесения всё поступали. Иркутский генерал-губернатор сообщал, что в среде политических ссыльных Минусинского уезда циркулировал слух о готовившемся подкопе на линии Петербург – Петергоф. Один из парижских эмигрантов, в чей дом были вхожи известные революционеры Лавров, Драгоманов, Морозов, Лопатин, сигнализировал о подслушанном разговоре. Якобы кто-то купил в Гатчине дом вблизи железной дороги, откуда готовил подкоп, чтобы при проезде императорского поезда привести в действие мину. Все слухи проверялись служащими 1-го железнодорожного батальона. А один из доброхотов предостерегал, что, на его взгляд, взорвать царский поезд легко: нужно лишь во время стоянки смазчику подложить под него ящичек со взрывчаткой и часовым механизмом… Он не знал, что весь обслуживающий персонал поезда назначался из чинов 1-го железнодорожного батальона. Впрочем, для боевиков это оказалось не помехой.

Вечером 13 февраля 1907 года в Петербурге у Императорского павильона (на нынешнем Витебском вокзале) готовился поезд для великого князя Николая Николаевича. И буквально за три минуты до его отправления рядовой 1-го железнодорожного батальона Тимофей Михайлов обратил внимание на незнакомого человека в той же форме, что и у него, который положил перед первым вагоном какой-то ящичек. Михайлов попытался задержать незнакомца, но тот, пока Тимофей заряжал наган, успел скрыться.

Поезд задержали, в ящичке обнаружили взрывчатку. И только летом был задержан конторщик-механик телеграфа Северо-За­падных дорог Анатолий Бело­церковец. В нём и был опознан злоумышленник. Белоцерковец оказался руководителем одной из революционных боевых групп. А Михайлову великий князь пожаловал серебряные часы.